Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (перейти). Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):
— в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
— инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
— участники исследования выполняют задания на компьютере;
— все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
— исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
Нормативные документы:
Федеральные документы
ПИСЬМО Министерства просвещения Российской Федерации от 17.10.2023 г. № 03-1665 "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности" . В дополнение к письму от 28.09.2023 года № 03-1553 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся» Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования информирует о реализации комплекса ежемесячных мероприятий по функциональной грамотности.
Региональные документы
Приказ министерства образования Саратовской области от 11.10.2024 № 1476 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Саратовской области, на 2024/2025 учебный год»
Документы школьного уровня
Приказ "Об организации работы по формированию функциональной грамотности"
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности