МОУ "Лицей № 50 "
г. Саратов
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

    PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

    В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (перейти). Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):

    — в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);

    — инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;

    — участники исследования выполняют задания на компьютере;

    — все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;

    — исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

    Нормативные документы:

    Федеральные документы

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №-219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО"

    Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021-№04-238 Об-электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности

    Приказ Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

    ПИСЬМО Министерства просвещения Российской Федерации от 28.09.2023 г. № 03-1553 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"

    ПИСЬМО Министерства просвещения Российской Федерации от 17.10.2023 г. № 03-1665 "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности" . В дополнение к письму от 28.09.2023 года № 03-1553 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся» Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования информирует о реализации комплекса ежемесячных мероприятий по функциональной грамотности.

    Региональные документы

    Приказ Министерства образования Саратовской области от 19 сентября 2023 года №1641 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023/2024 учебный год»

    Приказ МО СО №1122«Об утверждении региональной Концепции управления качеством образования в Саратовской области»

    Приказ Комитета по образованию г. Саратова № 719 от 18.10.2023 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся»

     Документы школьного уровня

    Приказ "Об организации работы по формированию функциональной грамотности"

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности

      Неперсонифицированный опрос родителей (законных представителей) по вопросу важности формирования функциональной грамотности обучающихся можно пройти по ссылке

      Составляющие функциональной грамотности

      Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников  с использованием открытого банка заданий
      Читательская грамота 
      Естественно-научная грамотность 
      Финансовая грамотность 
      Глобальные компетенции 
      Креативное мышление 
      Математическая грамотность 

      Банки заданий по функциональной грамотности:

      1. Банк заданий по функциональной грамотности
      2. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
      3. Электронный банк заданий по финансовой грамотности
      4. Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
      5. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
      6. Банк заданий по функциональной грамотности
      7. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
      8. Открытые задания PISA

      Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

      1. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов  по формированию функциональной грамотности.
      2. Методические рекомендации для учителей и родителей
      3. Рекомендации по  формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
      4. Рекомендации по формированию читательской грамотности
      5. Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
      6. Функциональная грамотность для педагога.

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie